Тайны старого Новоорска

храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы

     Датой основания Новоорска принято считать четвёртое июня 1835 года. Коренной новоорчанин Иван Булдаков, с детства интересующийся историей родного края, уверен – поселение было заложено раньше.


Начало истории

     — На карте 1851 года обозначена станица, центром которой был холм, где сейчас находится Старая площадь, — говорит Иван Дмитриевич. – Возможно, на этом месте когда-то было православное кладбище: много лет спустя во дворе одного из домов,построенных на площади, при рытье колодца обнаружили останки от гроба. Вероятнее всего, изначально поселение заложили в стороне от площади – там, где сейчас находятся улицы Краснопартизанская и Озёрная. Ещё до середины прошлого века этот район старожилы называли Крепостью, сейчас он называется Байкал.

     И по сей день Новоорск делится на микрорайоны. Центр называют Форштадтом. Часть улиц, примыкающих к реке – Курмышом. Есть микрорайоны Сибирь, Белебей, Захаровка – сейчас уже трудно узнать, почему их так назвали предки.

     От набегов кочевников поселян защищали укрепления – фашины. Фашины представляли собой овал из плетня, середина которого засыпалась землёй. Высота укрепления – около полутора метров. Оставленные между фашинами проходы на ночь загораживали арбами, выставляли караульных.

    Станица была построена по существовавшим в те годы правилам обороны: от центральной площади улицы расходились веером, чтобы караульному сверху было видно продвижение противника.

Карта Новоорска

По такому же принципу  веерной планировки были построены такие города-крепости как Оренбург, Санкт-Петербург, Воронеж и многие другие.

Памятник архитектуры

     В старину в каждом поселении, наряду со строящимися домами, обязательно закладывалась и строилась церковь. Новоорский приход открылся в 1859 году — была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. По архивным данным, храм строился на пожертвования прихожан, был деревянный, покрыт железом, утварью снабжен достаточно, вмещал около 300 человек. Для строительства лиственницу возили на быках из Башкирии. Брёвна распиливали пополам. Снаружи стены были овальными, внутри – плоские, расписаны ликами святых.

     В конце тридцатых годов двадцатого столетия церковь была закрыта. Через несколько лет в здании церкви, которая была частично разрушена – снесены колокольня и центральный четверик с куполами – стал действовать клуб.

     — Стены клуба были окрашены масляной краской, качества она была отменного, — вспоминает Иван Дмитриевич. – Тёмно-синие панели, салатовый верх. В тёплое время года в клубе ничего необычного не было. А вот зимой, в сильные морозы, на стенах сквозь краску проступали лики святых.

     Впоследствии здание было разобрано и перенесено на новое место. Ныне приход Никольской церкви располагается на Советской улице. Интересна судьба колокола звонницы новоорской церкви Святителя Николая Чудотворца. В 1754 году он был отлит в демидовских печах литейных дел мастером Иваном Куликовым. После закрытия церкви колокол увезли в пожарное депо. По словам Булдакова, звонили в него при пожарах. Если зимой случалась метель, обязанность пожарных была колокольным звоном оповещать путников, чтобы не заблудились. В этом году колоколу исполнилось 255 лет, он и поныне исправно служит прихожанам.

     В старом парке, где раньше располагалась церковь, построен небольшой храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы – он стал и архитектурным памятником райцентра. При строительстве за основу был взят деревянный храм Державной иконы Божьей матери, который находится в Москве рядом с храмом Христа Спасителя.

Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Станичные умельцы

      Издревле славилась станица мастеровым людом. Работу кузнецов Перминых узнавали по фамильному клейму: вензелю, наверху которого была выкована голова лошади. Семья Куликовых славилась умением катать валенки: десятилетиями их носили, а они даже форму не теряли, главное – подолгу не пронашивалась подошва.

      Узнаваемы были сундуки Фёдора Кизилова, будто сделанные из цельного куска дерева. Даже рисунок волокон подгонял мастер, не говоря уж о соединениях между досками – их невооружённым глазом было не обнаружить.

     Добротную мебель новоорчане делали из дерева – до сих пор у Булдаковых хранится старинный комод. Из лозы плели этажерки, тумбочки под радиоприёмники, стулья. Служила плетёная мебель хозяевам не один десяток лет. Вспоминает Иван Дмитриевич, как мальчишкой вместе с друзьями бегал в гончарный цех за свистульками. Делали их помимо основной продукции, радовали ребятню.

     Уже в наши дни новоорским левшой называли Алексея Фролова. Ставил кузнец открытый спичечный коробок на наковальню, и, ничуть не повредив, аккуратно закрывал его механическим молотом.

Бомбардировщик на зимовке

     — Во время войны в только что построенной первой Новоорской школе размещался эвакогоспиталь, — говорит Иван Дмитриевич. – Напоминает об этом мемориальная табличка. На поселковом кладбище на братской могиле умерших от ран бойцов поставлен памятник – гранитный камень с высеченными на нём именами похороненных.

     А вот здания вечерней школы нет, его пришлось разобрать после пожара. И сейчас мало кто помнит, что в военные годы там учились будущие авиаторы – с запада лётную школу эвакуировали в тыл.

     Более тридцати самолётов располагалось на аэродроме, оборудованном на окраине посёлка (ныне – район автостанции). Парней обучали летать на штурмовиках ИЛ-2 – «воздушных танках». А девушек – на небольших У-2, их называли «ночные ведьмы».

Летчицы У-2

     Носили курсанты лётные комбинезоны – предмет зависти ребятни. Несмотря на запреты, от аэродрома мальчишек отогнать не было никакой возможности. Иногда и к самолётам их пускали, вблизи посмотреть – то-то восторгу было!

лётчик в комбинезоне

бомбардировщик

     Зимы в военные годы снежные были. Однажды в Новоорск прилетел бомбардировщик, а снова в воздух подняться не смог – вяз в снегу. Для разбега тяжёлому самолёту требовалось не меньше километра взлётной полосы. Расчищали её вручную, авиаторам помогало взрослое население посёлка. И всё равно не успевали: пока расчищают с одной стороны, другую снегом заносит. Улетел бомбардировщик весной, когда земля подсохла. А лётную школу и военный госпиталь перевели из посёлка после того, как советские войска перешли в наступление. Новоорский эвакогоспиталь стал прифронтовым: в сорок четвёртом году он располагался в Венгрии, в сорок пятом стоял в Румынии.

***

Станица Новоорская (историческая справка)

Оренбургские казаки

     В 1835 году по предложению оренбургского губернатора Василия Перовского создавалась новая пограничная линия от Орска до Троицка для обороны Юго-Восточных рубежей Российской империи от набегов кочевников. Во время экспедиции отряд казаков под предводительством полковника Жемчужникова облюбовал места для закладки крепостей-станиц. На расстоянии сотни верст были заложены крепости Новоорская, Императорская, Наследницкая, Николаевская и Троицкая. Предусматривалось, что поселяне новой линии должны быть вместе с тем и ее защитниками. Наиболее пригодны для этой цели были казаки. В числе первых новосёлов были и солдаты линейных пехотных батальонов, причисленные к казакам. На новые земли их переселяли вместе с семьями. Всем лицам мужского пола полагался земельный надел.

Людмила Наследова Новоорск.

Художественное оформление Владимир Рукавицын

Добавить комментарий